Суббота, 28.12.2024, 05:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт педагога-психолога

Мой опыт


Показатели нормального развития ребенка

 Показатели нормального развития ребенка

   Для начала определим, что такое норма развития. Норма – это среднестатистический показатель. В обследовании принимает участие  большая группа детей определенного возраста  и выводится усредненное значение по тому или иному показателю. Развитие ребенка считается нормальным, если при его обследовании все характеристики соответствуют этому среднестатистическому показателю. В таблице представлены возрастные показатели нормального развития ребенка от 3,5 до 5,5 лет: познавательной деятельности, речи, моторики, особенностей игры, общения и навыков.

Возраст

3,5-4,5 года

 

Познавательная деятельность

 

*      Знает свой пол, возраст, имя и фамилию.

*      Может повторить за взрослым предложение из 4-5 слов.

*      Различает круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

*      Владеет понятиями «один-много».

*      Знает обобщающие слова «посуда, одежда, игрушки».

*      Может нарисовать несколько известных предметов так, как научили взрослые.

*      Может скопировать круг, прямые линии.

*      Складывает предметную картинку из нескольких частей.

 

 

Речь

 

*      Использует правильно построенные фразы, согласованные в роде, числе, падеже.

*      Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова.

*      Появляются слова с суффиксами «мамочка», склонность к рифмовке.

*    Способен к диалогу со взрослыми, сверстниками.

 

 

Моторика

 

*      Может стоять на одной ноге, умеет ездить на 3-хколесном велосипеде.

*    Может поймать мяч вытянутыми руками, повторять за взрослыми движения (возможна зеркальность).

 

Игра

 

*      Любит играть с игрушками, разыгрывает несложные сюжеты с цепочкой действий.

*    Может ответить на вопросы что и зачем он делает, что будет делать дальше.

 

 

Общение

 

*      Со сверстниками играет «рядом», иногда включаясь в игру партнера, ноне разрушая ее.

*      В семье проявляет желание многое сделать самостоятельно.

 

 

Навыки

 

*      Умеет сам одеваться, чистить зубы, ходить в туалет, одеваться после сна.

*    Знает, где и что лежит и легко выполняет просьбы взрослого найти и принести.

 

 

Возраст

4,5-5,5 лет

 

Познавательная деятельность

*      Знает свой адрес, день рождения, где или кем работают родители, возраст и род занятий братьев и сестер. Может ответить на вопросы: «На каком этаже ты живешь? Сколько комнат в вашей квартире? Сколько человек у вас в семье?»

*      Может выучить стихотворение из 4 строчек и знает несколько таких стихотворений.

*      Может повторить за взрослым 5 разрозненных слов.

*      Пересчитывает предметы в пределах 5 и сравнивает их количества (больше, меньше, поровну).

*      Начинает ориентироваться в пространстве - понимает "вверху", "внизу", "рядом", "между", "напротив", "под", "над" "около".

*      Находит различия на картинках. Может пересказать по вопросам небольшую сказку, рассказ.

*      Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела. Копирует квадрат, звезду.

*      Появляются сюжетные рисунки, чаще однообразные.

*      Может вырезать из бумаги детали аппликаций и наклеивать их.

Речь

*      Обладает словарным запасом около 3000 слов

*      Пользуется предложениями из 5-6 слов.

*      Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.

*      Правильно произносит практически все звуки.

*      Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий)

*      Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.

 

Моторика

Хорошо ловит мяч двумя руками (с небольшого расстояния), ударяет его о землю несколько раз и ловит, ездит на двухколесном велосипеде (без страховочных колесиков), катается на роликах, прыгает через скакалку, ловко преодолевает препятствия, ходит по бревну, делает простые танцевальные движения.

 

Игра

*      Сюжеты игр становятся разнообразными.

*      Широко используются предметы-заместители (в игре в магазин одуванчики - конфеты, песок-сахар, камушки-деньги). Выполняет правила простых коллективных игр (прятки, жмурки).

Общение

*      Может играть вдвоем с другим ребенком-сверстником.

*      Относится к детям дифференцированно (Я Таню люблю, потому что она веселая, а Диму не очень, потому что он жадничает).

Навыки

*      Справляется с несложными поручениями (накрыть на стол, полить цветы, вытереть пыль).

*    Одевается на прогулку и раздевается, возвращаясь с прогулки, самостоятельно.

 

Возраст

5,5 – 6,5 лет.

 

Познавательная деятельность

 

Познавательная потребность – одна из наиболее значимых: у одних она проявляется в «теоретической» направленности, у других - в «практической». Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок. Совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Ребенок может быть долго сосредоточен как на игре, так и на продуктивной деятельности (рисование, конструирование) в течение 2 – 3 часов. Однако такие результаты сосредоточения внимания – следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Непроизвольное внимание преобладает. Объем внимания ребенка шести лет уже может одновременно воспринимать не один предмет, а три и с достаточной полнотой и детализацией. Слабо развиты у шестилетних детей такие свойства внимания как распределение и переключение.

 

 

Речь

 

*      Использование речи для организации собственного внимания резко возрастает.

*      При восприятии чужой речи слышит тончайшие различия в произношении сходных звуков.

*      Основная функция речи – общение, сообщение, коммуникация.

*      Способен общаться на уровне контекстной речи.

*      Пересказывает услышанную историю.

 

Моторика

 

*    Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, поэтому дети лучше выполняют размашистые движения, нежели действия, связанные с мелкой моторикой.

*    Высокая утомляемость при монотонной деятельности и деятельности, требующей произвольности.

 

 

Игра

 

*      Главным становится подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли.

*      Ролевая игра оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. В ней возникают и оформляются механизмы опосредствованного личностного поведения.

 

Общение

 

*      Появляется ориентация на совместную деятельность со сверстником;

*      Особую роль в жизни ребенка начинает выполнять социально значимый Взрослый (прежде всего, учитель, воспитатель).

*      Место ребенка в системе отношений в семье изменяется: ребёнок отходит от представления, что он – центр семьи, он сам начинает проявлять заботу о близких, помогать им.

 

 

Подготовил: педагог-психолог Халус М.Н.

Категория: Мои статьи | Добавил: Марина (23.10.2015)
Просмотров: 526 | Теги: норма, развитие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0