Понятие «школьной зрелости» включает в себя три аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Только при их достаточном и гармоничном развитии стоит задуматься о том, что ребенок действительно готов пойти в первый класс.
Интеллектуальная зрелость — насколько развиты мышление, речь, внимание, память, восприятие и мелкая моторика ребенка. Может ли он концентрироваться на каком-то одном занятии дольше 10−15 минут? Умеет ли писать, считать и читать? Может ли выслушать, понять и запомнить с первого раза инструкцию к заданию? Насколько хорошо развита его речь? Важно обратить внимание на четкость произношения звуков и адекватный возрасту словарный запас, а также достаточный уровень знаний о себе и окружающем мире.
Эмоциональная зрелость предполагает, что у ребенка уменьшается количество импульсивных реакций, появляется произвольность, которая позволяет и помогает ему выполнять длительное время даже не очень интересное задание. Еще одно важное умение — справляться со своими негативными эмоциями, например, проигрышем в состязании. Понаблюдайте за реакцией ребенка: сможет ли он продолжить игру, несмотря на неудачу?
Социальная зрелость — самое сложное для объяснения и диагностики понятие. Оно включает в себя навыки строить адекватные отношения со взрослыми, желание и умение общаться со сверстниками и непосредственное желание ребенка учиться в школе (то есть мотивационную готовность). Другими словами, малыш хочет пойти в школу не потому что там «весело и можно много играть», «туда ходит старшая сестра» или ему «хочется надеть новую форму», а потому, что он действительно стремится получать новые знания, понимает назначение школы и правила учебы в ней. Ребенку нужно понимать разницу между педагогом и близкими взрослыми, соблюдать дистанцию, проявлять уважение и придерживаться ролевой позиции ученика, уметь подчиняться требованиям и следовать правилам, которые обозначает учитель и которые негласно устанавливаются в детском коллективе. Еще одна важная способность — умение разрешать конфликты со сверстниками. Если у ребенка есть опыт посещения любых детских дошкольных учреждений — это здорово облегчит ему процесс привыкания к школе.
Не письмом и не числом
Главное, что нужно понять родителям: готовность учиться в школе – это не умение читать, писать и считать. Физиологически эти навыки обычно соответствуют семилетнему возрасту. И у учителя есть правильная методика обучения письму, чтению, счету. Часто бывает, что ребенок, наученный этому родителями слишком рано, потом всю жизнь неправильно держит ручку. И в таком положении быстро устает писать.
Одним из важнейших факторов готовности к обучению можно назвать здоровье ребенка. Адаптация — это серьезное испытание даже для хорошо подготовленного, крепкого организма. При таком уровне стресса даже хороший иммунитет может дать сбой, и в результате вместо уроков первоклассник будет сидеть дома с простудами и инфекциями.
Обратите внимание на то, сколько занимает дорога в школу. На нее не должно тратиться больше получаса, иначе малыш будет уставать еще до начала уроков.
Каждому родителю хочется, чтобы ребенок учился в престижном месте. На самом деле, для первоклашки самое главное — это грамотный, добрый и понимающий учитель. Если у родителей есть хоть малейшие сомнения по поводу степени готовности малыша к школе, однозначно, стоит сходить на прием к детскому психологу и провести диагностику.
Итак, чтобы помочь ребенку подготовиться к обучению в школе родителям важно:
- не быть слишком требовательными к ребенку;
- обратить внимание на здоровье малыша (соблюдать режим дня, питания);
- разговаривать с ребенком, объяснять важность выполнения правил, которые приняты в школе;
- читать вместе с ребенком, развивать кругозор;
- играть с ребенком;
- не перегружать учебными занятиями.
Обеспечение безопасности жизни первоклассника
Подготавливая ребенка и себя к поступлению в школу, необходимо побеспокоится не только об интеллектуальной, эмоциональной стороне, но и о безопасности ребенка. Научить его заботиться о собственной безопасности. Запомните несколько рекомендаций:
- Продумайте маршрут движения в школу и обратно. Желательно, чтобы по пути было как можно меньше дорог, которые нужно пересекать. Пройдите вместе с ребенком его, обговорите опасные места по траектории движения (дороги, темные места, заросли)
- Отработайте средства безопасности. При переходе через дорогу использовать соблюдение правил перехода перекрестка, обращение к прохожим с просьбой помочь перейти дорогу, световозвращающие стикеры, и т.п. используйте свисток в случае опасности, особенно, если ребенок не умеет громко кричать. Отработайте поведение ребенка в случае столкновения с собаками (свисток, резкий крик, привлечение внимания взрослых, не убегать, так как собака – хищник и реагирует на движение)
- Отработайте поведение в подъезде (не доставать перед подъездом ключ, перед открыванием двери осмотреться, не открывать дверь, если на лестнице есть посторонний незнакомый человек, лучше позвонить соседям)
- Научите детей элементарным способам самообслуживания: разогреть еду, открыть, закрыть дверь (вынимать ключ из замочной скважины после закрывания или открывания замка), выключать электроприборы, собирать портфель (можно разработать алгоритм, чтобы ребенок по нему мог самостоятельно проверить себя)
Полезная информация здесь:
М.ПАНФИЛОВА Лесная школа Сказки для школьной адаптации