Вторник, 21.05.2024, 23:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт педагога-психолога

Мой опыт


Переживание (психическое), стресс, фрустрация,

Психическое переживание - особая внутренняя деятельность, с помощью которой человеку удается перенести жизненные события (обычно тяжелые), восстановить утраченное душевное равновесие, словом, справиться с критической ситуацией.

Анализируя литературу по психологии переживаний, отечественный психолог Е.Ф. Василюк замечает, что существует два понимания переживания:

1. Переживание как особое созерцание своего сознания: я страдаю мне тяжело, болит душа и т.п.;

2. Переживание как особая внутренняя деятельность, с помощью которой человеку удается перенести жизненные события (обычно тяжелые), восстановить утраченное душевное равновесие, словом справиться с критической ситуацией.

Под критической ситуацией понимается та, которая нарушает прежнее течение жизни человека, нарушает его жизненные планы, влияет на внутреннее состояние души. Такими ситуациями может быть тяжелое материальное положение, длительная неустроенность, вдруг возникшая угроза, конфликты, потери родных и близких и т.п. Тогда человеку нужна особая мобилизация физических и моральных сил по преодолению тяжелых жизненных обстоятельств. Иногда требуется переосмысление прежних жизненных ценностей, отказ от некоторых, чтобы нормализовать свое душевное состояние, т.е. пережить обстоятельства или ситуацию.

В психологии принято выделять следующие виды переживаний: стресс, фрустрацию и постэкстремальные переживания.

Понятие стресс используется в разных значениях. Оно может выступать как самостоятельное физиологическое, психологическое и социальное явление. Считают, что стресс возникает всякий раз, когда человеку необходимо отреагировать на ситуацию, а готовой реакции нет. По своей сути стресс - это вид эмоционального состояния, которое в последнее время склонны относить к переживанию. В самом деле, во время стресса и на физиологическом и на психологическом уровнях идет активная работа по мобилизации организма на самозащиту, на приспособлениекновойситуации.Приводятсявдействие неспецифические защитные механизмы, которые пытаются оказать сопротивление воздействию стресса или адаптироваться к нему. Это первоначальная подготовка, которая затем выражается в сопротивлении обстоятельствам, борьбе или бегству от них. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходят приспособительные возможности организма. Поэтому он и определяется как состояние. При стрессовых воздействиях в крови начинают интенсивно выделяться определенные гормоны. Под их воздействием изменяется режим работы многих органов и систем организма; учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма. Стресс всегда предшествует значительнойтратеэнергетическихресурсоворганизма,затем сопровождается этой тратой, что может приводить к истощению функциональных резервов. Ганс Селье, разрабатывая свою теорию стресса, выделял в нем три фазы:

I фаза - фаза тревоги. Это фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. На первой фазе он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек.

Вслед на первой фазой наступает II фаза стабилизации - сбалансированного расходования адаптационных резервов организма. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как бы налаживается.

Однако, если стресс продолжается, то из-за ограниченности резервов организма неизбежно наступаетIII фаза истощения.

Стресс является составной частью жизни каждого человека и его нельзя избежать. Стресс, по мнению Селье, создает "вкус к жизни" Он может оказывать стимулирующее, созидательное, формирующее влияние в сложные моменты жизни и особенно в процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека. В этих случаях может возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевание - соматическое или невротическое.

Фрустрация (в переводе с англ.- расстройство, крушение, срыв планов) - это психическое состояние, которое развивается у человека, когда на пути к достижению цели или удовлетворению потребностей встречаются препятствия, которые являются объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаются как непреодолимые.

При фрустрации происходит торможение целенаправленной активности возникшей преградой, происходит концентрация неистраченной энергии. В результате повышается уровень активации подкорковых образований, в частности, ретикулярной формации. Переизбыток нереализуемой энергии вызывает чувство дискомфорта и напряжения, от которого человек стремится избавиться. Поэтому обычно основными формами проявления фрустрации являются агрессия, досада, тревожность, подавленность. В ряде случаевфрустрация приводит к дезорганизации сознания, деятельности и поведения человека.

Основными условиями возникновения фрустрации являются следующие;

1. Наличие потребности как источника активности мотива как конкретного проявления активности, цели и первоначального плана действия.

2. Наличие сопротивления (препятствие, которое называют фрустратором), которое исключает возможность достичь поставленную цель,

 

Когда возникло препятствие, то в организме начинает накапливаться напряжение. Оно может быть снято на двух уровнях; разрядка может произойти на соматическом уровне или на поведенческом уровне.

Препятствия (фрустраторы), которые могут вызывать разнообразные фрустрацию, разнообразны. Выделяют 4 основных вида фрустраторов:

а) физические преграды (стены тюрьмы, непогода и др.)

б) биологические преграды (болезнь, возраст, рост и др.)

в) психологические (страх, интеллектуальная недостаточность)

г) социокультурные (нормы, правила, запреты и др.)

Обычно фрустрация имеет социальную природу. Она связана с распадом и нарушением социальных связей, с изменением социального статуса и социальных ролей, с различными нравственными и социальными утратами личности

 

 

При фрустрации могут быть отрицательные и положительные реакции. К отрицательным относятагрессию. Не всякая агрессия негативная, она может быть уместна. Это не просто разрядка. Негативная агрессия, когда направлена не на объект фрустрации, а на "козла отпущения". Этиагрессивные реакциисопровождаются гневом, негодованием, раздражением. Иногда на себя: бьется головой о стену, переживает стыд, угрызения совести, чувство вины.

 

 

Фрустрация не всегда бесполезна и ее следует подавлять. Она - путь к развитию человека, к освоению опыта, к формированию воли, к выбору ориентации и ценностей, воспитывает в человеке то, что мы называем рациональностью.

Немецкий психотерапевт Беттхер (1973) выделяет две группы поведенческих реакций на фрустрацию, которые сохраняют у человека конструктивное поведение.

1. Препятствие может усиливать мотивацию.Человек не отказывается от целей, а еще больше интенцифицирует свои действия, повышает настойчивое стремление достичь цели.

2. Препятствиевынуждаетпересмотретьситуацию, проанализировать все возможное для ее достижения, скорректировать средства достижения, а иногда и самоцель,

Так обычно происходит у людей с высокой толерантностью, т.е. обладающимитерпимостью,выносливостьюпоотношению к фрустраторам.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Марина (05.10.2019)
Просмотров: 168 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0