Вторник, 21.05.2024, 12:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт педагога-психолога

Мой опыт


Память

Память – психический процесс, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

В сороковых годах Карл Лэшли пытался дать ответ на вопрос о пространственной организации памяти в мозгу. Он обучал животных решению определенной задачи, а затем удалял один за другим различные участки коры головного мозга в поисках места хранения следов памяти. Однако найти это место не удалось. В 1950 г. Лэшли писал "Пересматривая данные о локализации следов памяти, я иногда чувствую, что необходимо сделать следующий вывод: обучение попросту невозможно".

Дальнейшие исследования показали, в чем заключалась причина неудачи Лэшли: для научения и памяти важны очень многие области и структуры мозга помимо коры. Оказалось также, что следы памяти в коре широко разбросаны и многократно дублируются.

Один из учеников Лэшли, Дональд Хебб, продолжил дело своего учителя и предложил теорию происходящих в памяти процессов, которая определила ход исследований памяти более чем на три десятилетия вперед. Хебб ввел понятие кратковременной и долговременной памяти. Он считал, что кратковременная память - это активный процесс ограниченной длительности, не оставляющий никаких следов, а долговременная память обусловлена структурными изменениями в нервной системе.

Как полагал Хебб, эти структурные изменения могли бы вызываться повторной активацией замкнутых нейронных цепей, например путей от коры к таламусу или гиппокампу и обратно к коре. Повторное возбуждение образующих такую цепь нейронов приводит к тому, что связывающие их синапсы становятся функционально эффективными. После установления таких связей эти нейроны образуют клеточный ансамбль, и любое возбуждение относящихся к нему нейронов будет активизировать весь ансамбль. Так может осуществляться хранение информации и ее повторное извлечение под влиянием каких-либо ощущений, мыслей или эмоций, возбуждающих отдельные нейроны клеточного ансамбля.

Существует множество предположений о строении памяти. Из них наиболее известны две: концепция двойственного строения памяти (о кратковременной и долговременной памяти) и альтернативная точка зрения, утверждающая, что существует только одно хранилище памяти, но внутри него действуют различные процессы.

 

Теория двойственного строения памяти

Впервые Вильямом Джеймсом из Гарварда было предложено разделять память на первичную и вторичную.

Первичная память (непосредственная) - никогда не покидает сознание и дает верное представление о только что воспринятых событиях (она родственна, но не идентична кратковременной)

Вторичная память (косвенная) - темное хранилище информации, однажды пережитой, но уже не столь легко поддающейся извлечению. Вторичная память изображалась автором в виде путей, проторенных в мозговой ткани человека

Переход информации из одного хранилища в другой контролируется преимущественно самим человеком.

Свидетельство в пользу двух хранилищ памяти пришло из психологических исследований. Результаты, которые демонстрируют животные в экспериментах по научению, ухудшаются, если сразу за попыткой научения следует электроконвунсильный шок (ЭКШ). Учитывая, что это не сказывалось на более раннем научении, можно предположить, что ЭКШ может мешать переносу информации из переходной памяти в постоянную. Также в пользу этой теории говорят исследования людей, страдающих ретроградной амнезией и футболистов, получивших во время игры травму головы.

Итак, согласно теории двух хранилищ памяти, информация, собранная нашими органами чувств, быстро передается в первичное хранилище, и либо замещается другой поступающей информацией, либо удерживается при помощи повторения.

 

Модель "уровней обработки" информации.

Многообещающей альтернативой к теории двойственной памяти является концепция уровневой обработки, согласно которой чем глубже кодирование информации, тем меньше она забывается. Эти представления связаны с работой Крэйка и его коллег.

Идея данной модели состоит в том, что входные стимулы в головном мозге подвергаются ряду аналитических процедур, начиная с поверхностного сенсорного анализа и далее - к более глубокому, более сложному, абстрактному и семантическому анализу. Обрабатывается ли стимул поверхностно или глубоко - это зависит от природы стимула и от времени, отпущенного на его обработку. У элемента, обработанного на глубоком уровне, меньше шансов быть забытым.

На самом раннем уровне входные стимулы подвергаются сенсорному и подетальному анализу. На более глубоком уровне элемент может быть опознан посредством механизмов распознавания и выделения значений, а на еще более глубоком уровне этот элемент может вызвать долговременные ассоциации (эти операции можно объяснить на примере запоминания слов - от внешнего вида - до значения, образа).

Подтвердить данную модель некоторые исследователи пытались на примере метода запоминания лиц - успехи испытуемых были успешнее после оценки ими честности и привлекательности, чем после оценки пола. Эти результаты показывают, что для оценки честности и привлекательности требуется более глубокая обработка, чем для определения пола. Видимо, в этом случае опознание облегчается более глубоким кодированием входящей информации.

Модель уровневой обработки также не избегла критики, обратившей внимание на следующее: 1) эта модель говорит только о том, что значимые события лучше запоминаются, а это весьма заурядный вывод; 2) она очень расплывчата и вообще не поддается проверке.

 

Виды памяти

· Мгновенная (или иконическая) память. Эта память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память - непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность - от 0,1 до 0,5 сек. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов.

· Кратковременная память. КВП связана с так называемым актуальным сознанием человека, из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание. Объем кратковременной памяти составляет приблизительно 7 единиц информации. Сроки хранения информации в кратковременной памяти – от нескольких часов, до нескольких дней. Информация может перейти в долговременную память при повторении.

· Оперативная память. Этот вид памяти рассчитан на хранение информации в течении определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачей. После этого информация может исчезать из оперативной памяти.

· Долговременная память. Если в кратковременной памяти мы "живем", то долговременная память хранит знания, придающие смысл нашему непосредственному существованию. Это память, способная хранить информацию в течении практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Наиболее распространенное предположение о ДВП - это то, что информация в ней определенным образом организована.

Категория: Мои статьи | Добавил: Марина (05.10.2019)
Просмотров: 420 | Комментарии: 99 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0