Вторник, 21.05.2024, 13:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт педагога-психолога

Мой опыт


Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) в ДОУ по ФГОС 

РППС определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»

  При проектировании развивающей среды, как основы реализации индивидуального подхода к детям с ООП, должны учитываться потребность в общении, в движении, в познании. Основными характеристиками предметной среды для дошкольников являются: разнообразие, доступность и зонирование.

  При создании условий для полноценного развития детей с ООП должны решаться следующие задачи:

1. Совершенствование двигательных функций кисти.

2. Развитие тактильно-двигательного восприятия.

3. Развитие слухового восприятия.

4. Развитие зрительного восприятия.

5. Восприятие формы, величины, цвета.

6. Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес) .

Далее даны конкретные примеры оборудования предметно-развивающей среды.

1. Активационный блок – оборудование для стимуляции исследовательского интереса и двигательной активности.

Пластиковые бутылки с песком для пинания тренируют мышцы ног и рук, помогают снять чрезмерное мышечное напряжение, выразить чувства гнева, враждебности.

  В качестве неструктурированной среды для игр можно использовать воду, как наиболее эффективное терапевтическое средство из всех игровых материалов. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных, замкнутых детей.

Для развития тактильных ощущений и осязания игры с набивными подушечками различной фактуры и размером (внутри насыпаны песок, рис, горох).

  Обоняние и вкусовые ощущения совершенствуются в играх с флакончиками, наполненными разнообразными пахучими веществами (сухой чеснок); с тряпичными куклами, набитыми сухими травами (душица, смородина, мелисса – одновременно и успокаивают ребенка и меняют его настроение и самочувствие).

  Музыкальный фон перед сном и после занятий (шум моря, пение птиц и т. п.). Всё это позволяет создать необходимый эмоциональный настрой, успокоить детей.

2. Сенсорный блок включает в себя оборудование для развития моторики рук и пальцев. Здесь очень важным этапов в развитии ребенка с ООП является развитие мелкой моторики.

 Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием пальцев и рук (типа нашей «Сороки») приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

 Здесь можно предложить создание картотеки игр, направленных на развитие мелкой моторики; организацию центра развития мелкой моторики, который был бы в постоянной доступности для детей.

Откручивание и закручивание разноцветных крышек способствует восприятию цвета и развитию моторики кисти.

 Игра с цветными шнурками и трубочками, которая способствует развитию мелкой мускулатуры рук и вырабатыванию умения самостоятельно выбирать цвет.

 Самомассаж кистей и пальцев рук сосновыми шишками.

"Пальчиковый бассейн". "Купая" пальчики в таких "бассейнах", ребенок тренирует двигательные мышцы пальцев рук, улучшает их динамику.

"Бассейн" можно сделать очень просто: взять любую неглубокую коробку, в нее набрать мелкие разноцветные камушки или шишки. ("Бассейн" можно сделать не один, а три, четыре, в зависимости от величины камушков или шишек: мелкие, крупнее, еще крупнее; аналогично с шишками)

Создание картотеки игр в соответствии с определенными особенностями детей (игры на снятие агрессии, для снятия напряжения, на повышение уверенности в себе и т.д.)

 

Еще раз подчеркнем, что РППС должна обеспечивать не только двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Кроме того, РППС должна быть:

- полифункциональна: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей

- трансформируемой: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);

- вариативной: предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;

- насыщенной: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;

- доступной: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

-безопасной: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

25.11.2014

Категория: Мои статьи | Добавил: Марина (20.11.2014)
Просмотров: 1594 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0