Вторник, 21.05.2024, 14:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт педагога-психолога

Мой опыт


Методическая разработка занятия, направленного на снижение уровня детской тревожности для детей 5-6 лет

Аналитическая записка по итогам проведенного занятия

Образовательная организация: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Шелеховского района «Детский сад №4 «Журавлик» Ф.И.О.: Халус Марина Николаевна, педагог-психолог

Номинация №1 «Лучшая методическая разработка занятия, реализуемого в рамках освоения основной образовательной программы».

Методическая разработка: «Занятие, направленное на снижение уровня детской тревожности для детей 5-6 лет»

  Основная цель занятия - снижение детской тревожности и психоэмоционального напряжения.

Задачи, которые решались для достижения цели - создать условия для:

- развития навыка вербализации собственных чувств и эмоций, навыков вербального и невербального общения;

- развития коммуникативных способностей;

- преодоления нерешительности, замкнутости, повышения самооценки.

   Оборудование и материалы: клубок пряжи, массажные мячи (по количеству детей), фото по теме занятия для беседы, бабочки (для релаксации), стулья (по количеству детей), магнитофон, музыкальные записи релаксационной музыки.

Занятие является частью цикла занятий педагога-психолога с детьми, испытывающими сложности общения по причине повышенной тревожности, замкнутости, нерешительности.

Занятие проводится в рамках развивающей работы педагога-психолога, обеспечивающей психическое развитие и становление личности дошкольников.

Детская тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и тогда, когда повода для беспокойства нет.

В занятие были включены простые, понятные упражнения, которые исключают неуспешность выполнения, т.к. тревожные дети имеют заниженную самооценку (это определяется в ходе диагностики в начале учебного года), они болезненно воспринимают критику в свой адрес, боятся браться за новое сложное задание.

Работа проводилась в малой группе, что позволило осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Структура занятия следующая: приветствие в кругу; беседа по теме; упражнения, направленные на снятие мышечного напряжения (массаж и самомассаж); упражнение «Поем звуки»; релаксация «Бабочка»; обратная связь (рефлексия); ритуал прощания.

Подготовительный этап - приветствие в кругу, позволяет переключить внимание детей на занятие с помощью пожеланий друг другу. Также психолог на начальном этапе может получить информацию о том, какой настрой у каждого конкретного ребенка, при необходимости успокоить и поддержать. Дети учатся проговариваются свои чувства, эмоции. Кроме того, группа настраивается на работу.

В ходе основного этапа, для развития навыка вербализации чувств и эмоций, навыков вербального и невербального общения на занятии была задействована тематическая беседа по фотографии. Обычно тревожный ребенок ждет конкретных указаний и инструкций от взрослого: что можно делать, чего нельзя, когда можно говорить, ходить и т.д. Неуверенность в себе мешает детям словесно выражать, что они чувствуют, что им не нравится в данный момент.

Зачастую тревожные дети молчат, даже если им задают вопрос, тяжело идут на контакт с другими, чувствуют себя неуверенно. На занятии это ярко проявляется при построении диалога. Дети односложно отвечают на предложенные вопросы. Психолог, при работе с тревожными детьми является ведущим разговора, проговаривает чувства, эмоции, описывает состояние тревожного человека. Таким образом, ребенок понимает, что психолог принимает его со всеми эмоциями и чувствами и готов помочь.

Обратим внимание на что, что на вопрос педагога: «Бывает ли так, что вы тревожитесь, волнуетесь?» дети ответили отрицательно. Это еще раз подтверждает наличие заниженной самооценки. Обнаружить у себя страхи, тревожность, может быть стыдно для ребенка. Человек, как правило, отрицает у себя наличие того, что боится проявлять, ему важно оставаться сильным в глазах окружающих.

Далее детям был предложен самомассаж с использованием массажных мячей (индивидуально) и массаж «Дождик» со стихотворным сопровождением, который можно проводить стоя друг за другом или в парах. При проведении массажа детям задаются наводящие вопросы, с тем, чтобы они описали свои ощущения: массаж помогает расслабиться. Смена деятельности на этом этапе позволяет поддержать интерес группы к занятию.

На протяжении всего занятия для повышения самооценки ребенка педагог находится в позиции «рядом с ребенком», «вместе», когда ребенок чувствует поддержку и готовность взрослого на любой вопрос отвечать вместе с ребенком, поддерживать при малейшем проявлении инициативы.

Ранее говорилось о том, что тревожный ребенок очень мало и тихо говорит. Упражнение «Поем звуки» позволяет обратить внимание на то, что каждый человек может управлять силой своего голоса. Простота упражнения исключает неуспешность его выполнения, способствует повышению самооценки. Дети с удовольствием поют гласные, сами выбирая силу голоса.

Релаксация «Бабочка» проводится под спокойную музыку. Цель релаксации – это достижение расслабления организма, благодаря которому достигается повышение работоспособности и снижение психического и физического напряжения, что имеет положительное влияние на состояние в целом. Дети имеют возможность помогать педагогу сочинять сказку о путешествии бабочки, что способствует творческому самовыражению.

Рефлексия – обязательный этап на каждом занятии психолога. Каждый ребенок высказывается, благодаря чему психолог может сделать вывод об успешности занятия. Ребенок учится критически относиться к происходящему.

Прощание – еще один обязательный ритуал, позволяющий позитивно закончить занятие.

Общая продолжительность занятия - 20 минут, что соответствует санитарным нормам.

Занятие проводилось в группе, т.к. площадь кабинета психолога не позволяет проводить занятие, предполагающее смену деятельности.

Ссылка на видеофайл занятия https://youtu.be/GjV6h-xWpL0

Список литературы, Интернет – источники:

Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Книголюб, 2004.-56с. (Психологическая служба.)

«Виды и способы релаксации» — практическое занятие для педагогов (авт. педагоги-психологи дошкольных образовательных учреждений Шелеховского района, принято в работу протокол №1 РМО педагогов-психологов ШР от 24 августа 2017г.), источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-vidy-i-sposoby-relaksaci-prakticheskoe-zanjatie-dlja-pedagogov.html

Музыкальное сопровождение: авт. Yiruma, источник: https://music.yandex.ru/artist/290163

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Марина (29.08.2022)
Просмотров: 95 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0