Среда, 22.05.2024, 06:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт педагога-психолога

Мой опыт


кризис 3 лет
«Я осень  перепутала с весной. 
Лишь мне понятно, кто тому виной»
( «Октябрь в Крыму» Ю. Друнина)

 

Октябрь - осень в разгаре!

В нашем саду в октябре воспитатели вторых младших групп проводят очередное (чаще уже второе) родительское собрание. Меня приглашают для того, чтобы это собрание открыть, настроить всех на позитивный лад, помочь побороть осеннее уныние, напомнить родителям о том, что процесс адаптации все еще идет. У всех по-разному. Думаю, именно поэтому появляются вопросы со стороны родителей: «Сколько же еще продлится адаптация?», «Когда уже ребенок перестанет скучать по маме?», «Почему ребенок так упрямится?» и т.д. и.т.п

По поводу особенностей процесса адаптации к детскому саду обычно мы говорим на первом собрании (в августе), но не лишним будет напомнить, раз уж вопросы появляются. Что касается адаптации, то она может продлиться до 4-6 месяцев (для деток с особенностями развития). Процесс также затягивается, когда ребенок часто болеет. В норме же адаптация длиться 2 недели - 1 месяц. Это легкая адаптация.

Как правило, в октябре адаптация завершилась у тех детей, которые начали посещать детский сад в конце августа -- начале сентября. Эти детки хорошо едят и спят в садике, привыкли к воспитателю, называют по имени некоторых детей, активно играют, и большую часть дня проявляют положительные эмоции. Те же, кто начал ходить в сад в октябре - все еще в процессе.

По поводу второго вопроса могу с точностью сказать, что скучать по маме – это совершенно естественно для ребенка. Взрослые тоже не перестают это чувство испытывать, они перестают проявлять его. Малыши же еще не умеют скрывать свои эмоции и переживания. Разве это плохо? Если мама и папа терпеливы, искренне объясняют ребенку, что ходить в детский сад на самом деле классно и весело, не забывают говорить, что даже на работе они очень любят малыша, очень скоро ребенок научится проговаривать свои чувства, привыкнет к своей группе, постепенно слезы при расставании уйдут в прошлое.

Если на первых два вопроса можно ответить довольно коротко, то третья тема требует более пристального внимания.

Я думаю, начало учебного года – отличное время для того, чтобы родители начали проявлять свою активность и настраивались на взаимодействие с детским садом. Поэтому я всегда «за» вопросы на собраниях. Мне нравится живой диалог, а не только чтение по бумажке «Возрастных особенностей ребенка 3-4 лет». Хотя, конечно, это тоже очень нужная и полезная информация.

На собраниях примерно треть родителей задают вопросы о том, почему ребенок становится упрямым в этом возрасте и как с этим бороться. Ну а те, кому кризис 3 лет только предстоит, молча слушают и запоминают. На будущее.

Итак, кризис 3 лет – это условное понятие в психологии. Сразу же могу успокоить, что длиться он несколько месяцев (не лет!) и к 4 годам заканчивается практически у всех детей. Как известно, гладко возрастные кризисы не проходят даже у ребенка, родитель которого педагог-психолог с многолетним стажем. Это совершенно точно!

В течение жизни человек переживает несколько кризисов. На момент, когда ребенку исполняется 3 года, он в своем развитии уже преодолеел кризис рождения и кризис 1 года.

Вообще, понятие «возрастные кризисы» подразумевает под собой особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу с резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

С кризисом трёх лет мы сталкиваемся при переходе от раннего возраста к дошкольному. Этот период характеризуется резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов, становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Часто это явление совпадает с процессом адаптации ребенка к детскому саду.

Кризис трёх лет может выражаться в проявлении семи симптомов. Впервые их выявила и описала Э. Келер в работе «О личности трехлетнего ребёнка». Итак, симптомы кризиса 3 лет:

1.негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали;

2.упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели;

3.строптивость — направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.

4.своеволие — стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!»), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.

5.протест-бунт — проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.

6.обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.

7.деспотизм — ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать все, что он требует.

Ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю – отсюда упрямство и негативизм. Обострение взаимоотношений со взрослыми может быть следствием авторитарной модели взаимодействия в семье, ограничения самостоятельности и личной инициативы ребёнка, частого и неадекватного применения запретов и наказаний, а также наличия гиперопеки в воспитании, несогласованности и непоследовательности в требованиях к ребёнку окружающих людей.

Взрослым важно понять, что за негативными проявлениями кризиса скрывается позитивное содержание, развитие. Поэтому так значима положительная оценка родителями личных достижений, успехов детей.

Иногда кризис трёх лет может протекать без каких-либо явных негативных проявлений. Мнение о том, что это может как-то негативно сказаться на психическом развитии или становлении личности, ошибочно.

В кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Появление таких качеств, как воля, самостоятельность, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе.

Существует ряд общих рекомендаций, использование которых постепенно приводит к преодолению негативных симптомов в поведении ребёнка.

  • Избегание авторитарного стиля взаимоотношений и гиперопеки в воспитании.
  • Осуществление единой тактики воспитания в семье.
  • Поощрение познавательного интереса и самостоятельности ребёнка в доступных для данного возраста пределах.
  • Использование игровых приёмов в общении и обучении ребёнка самостоятельности.
  • Объяснение правил поведения ребёнку в простой и доступной для него форме; проявление спокойной требовательности к исполнению этих правил.
  • Акцент в воспитании на позитивном разрешении действовать, а не на запретах и наказании.
  • Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора.
  • Обучение ребёнка навыкам общения со сверстниками и взрослыми.

При нормальном развитии «фаза протеста» через некоторое время сама по себе проходит. Однако слишком жестокое, слишком строгое, прямолинейное, негибкое и консервативное воспитание «ломает» ребенка в этот период, делает его сверхпослушным, подавляет его собственную активность. Сейчас известно, что это не безопасно для развития ребенка. Безынициативность, пассивность и даже задержки в интеллектуальном развитии могут быть связаны с излишним жестким воспитанием и чрезмерными ограничениями на этой стадии развития.

Удачи!

Категория: Мои статьи | Добавил: Марина (09.10.2018)
Просмотров: 169 | Теги: собрание, младший возраст, кризис 3 лет | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0