Суббота, 28.12.2024, 05:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт педагога-психолога

Мой опыт


Использование методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ООП
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Шелеховского района «Детский сад компенсирующего вида № 1»
 
Использование методов арт-терапии в коррекционной
 работе с детьми с особыми образовательными потребностями
 
 Подготовил: Халус Марина Николаевна,
 педагог-психолог
 
Содержание
Введение
Арт-терапия. Направления. Формы
 Возможности использования методов арт-терапии в работе с детьми
 с особыми образовательными потребностями
Комплексная оценка развития детей с особыми образовательными потребностями
Планирование занятий с использованием арт-методов
Заключение
Список литературы
 
ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 Введение
 В настоящее время все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как психотерапия искусством. Одно из направлений – это воздействие посредством изобразительного творчества - арт-терапия или «терапия творческим самовыражением». Появление арт-терапии (термин А.Хилла) на стыке искусства и науки относят к 30-м годам прошлого столетия. Коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением человеку неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием собственного «Я», личности, что помогает мобилизовать внутренние естественные механизмы саморегуляции. Арт-терапевтическая практика всегда имеет очищающий, освобождающий характер. Актуальность использования методов арт-терапии в работе психолога с детьми с особыми образовательными потребностями объясняется несколькими причинами. Практический опыт показывает, что становится недостаточно только традиционных приемов коррекции тех или иных недостатков детей. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных способов работы. Наряду с использованием традиционных методов, важную роль в преодолении недостатков развития могут сыграть методы арт-терапии: существуют широкие возможности их использования в психокоррекционной работе, они эффективны при самых различных эмоциональных и поведенческих нарушениях у детей с особыми образовательными потребностями. Включение в работу психолога арт-методов соответствует новым федеральным государственным требованиям и строится на принципах разностороннего развития детей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Основная цель использования методов арт-терапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями посещающими ДОУ, состоит в психокоррекции и психопрофилактике различных эмоциональных и психических расстройств. При этом реализовываются следующие задачи: o адаптация детей к условиям образовательного учреждения и повышение уровня усвоения образовательной программы; o возможность выхода агрессивности и других негативных чувств социально приемлемым способом (работа над рисунками и коллажами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение); o облегчение процесса коррекции; неосознаваемые внутренние конфликты и переживания детям часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их с помощью слов; o получение материала для интерпретации и диагностических заключений; o установка контакта между психологом и ребенком; совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии (сопереживания) и взаимного принятия; o развитие чувства внутреннего контроля; работа над рисунками, предусматривают упорядочивание цвета и форм; o развитие концентрации внимания на ощущениях и чувствах; o развитие художественных способностей и повышение самооценки; побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития; o развитие познавательных и созидательных навыков. Таким образом, практическая значимость проводимой работы состоит в том, что педагоги и психологи ДОУ различных видов в ходе образовательного процесса могут освоить отдельные методы и формы взаимодействия с воспитанниками, основанными на приемах, заимствованных из практики арт-терапии. Кроме того, полученные в результате работы диагностические данные имеют практическую значимость в коррекционной работе педагогов ДОУ.

Арт-терапия. Направления. Формы.
 
Использование арт-методов не имеет ограничений по возрасту и может применяться как в виде основного, так и в качестве одного из вспомогательных средств. Спектр проблем, при решении которых могут быть полезны техники арт-терапии, достаточно широк: внутри- и межличностные конфликты; возрастные кризисы; травмы; потери; невротические расстройства; психосоматические расстройства; развитие целостности личности и многое другое. Выделяют две основных формы арт-терапии. При пассивной форме участники «потребляют» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривают картины, прослушивают музыкальные произведения; при активной форме - сами создают продукты творчества. Занятия по арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными. При структурированных занятиях тема задаётся жёстко и материал предлагается психологом. При неструктурированных занятиях участники самостоятельно выбирают тему, материалы и инструменты. Арт-терапевтический процесс состоит из следующих основных этапов: 1) этап подготовительных организационных процедур и исходной диагностики; 2) коррекционный этап, оценка промежуточных результатов; 3) этап завершения работы, оценка конечных результатов. Основными результатами являются психологические из­менения у участников процесса (гармонизация эмоциональной сферы, разви­тие здоровых установок и мотиваций, коррекция поведенческих наруше­ний и т. д.), делающие обучение и психосоциальное функционирование более успешными. Оценка таких изменений производится с использова­нием методов наблюдения и анализа, психологической диагностики, а также с помощью мониторинга.
 
Возможности использования методов арт-терапии в работе с детьми
 с особыми образовательными потребностями
 
В условиях ДОУ компенсирующего вида мы говорим об арт-терапии как о совокупности психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности ребенка и используемых с целью психокоррекции, психопрофилактики и тренинга детей с различными эмоциональными и психическими расстройствами (с общим недоразвитием речи, задержками психического развития, нарушениями поведения, умственной отсталостью) [1, с.45]. На сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт использования методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста. Ряд авторов показали возможность применения арт-методов для детей с более или менее выраженными нарушениями развития (Копытин А.И.[8], Киселева М.В.[6], Мамайчук И.И.[10], Сучкова Н.О. [15]). Наиболее распространена в психокоррекционной работе с дошкольниками изотерапия, «которая применяется и при наличии психосоматических расстройств (Г.В. Бурковский, Р.Б. Хайкин) и личностных нарушений (А.И. Захаров, О.А. Карабанова)»[1,с.28]. Рисунок здесь не является самоцелью, в арт-терапии мы занимаемся не рисунками или другими продуктами – они являются лишь поводом для нашего внимания к личности ребенка. Именно в этом и состоит ценность арт-методов.
 
 Комплексная оценка развития детей с особыми образовательными потребностями
 
В настоящее время в нашем ДОУ функционируют 10 групп компенсирующей направленности: группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (с общим недоразвитием речи и заиканием); группы для детей с задержкой психического развития; группа для детей с умственной отсталостью легкой степени; группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» для детей с умственной отсталостью умеренной степени. Возраст детей от 3 до 7 лет. Занятия с использованием методов арт-терапии я провожу в основном с детьми со сложными комплексными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения: нарушения эмоционально-волевой сферы (разнородная группа, которая характеризуется различными симптомами и психолого-педагогическими особенностями), различные формы задержки психического развития. Общее количество детей, посещающих занятия с использованием арт-методов – 32 человека. Из них 18 человек - дети с задержкой психического развития, 14 – дети с общим недоразвитием речи и заиканием. В начале работы была проведена комплексная оценка психического развития детей с учетом психологических особенностей (о психологических особенностях детей с ЗПР и ОРН см. Приложение 1). Применялись такие методики как: непосредственная беседа с детьми, анализ работ, наблюдение. За методологическую основу оценки психического развития детей 4-7 лет были взяты принципы, описанные Семаго Н.Я. и Семаго М.М.[14]; использовался методический аппарат, представленный Веракса Н.Е. и Веракса А.Н (для детей 5-7 лет) [11]. Методики, представленные Е.А. Стребелевой и Г.А. Мишиной [12], использовались при диагностике детей 3-7 лет. Индивидуальная психологическая диагностика детей, с учетом особенностей развития, посещающих мои занятия выявила, что большую часть (70%) составляют дети с уровнем общего развития ниже среднего (см.Приложение 2, Таблица 1).
 
Планирование занятий с использованием арт-методов
 
С учетом результатов диагностики и индивидуальных особенностей воспитанников ДОУ был разработан тематический план занятий с использованием методов арт-терапии (Приложение 3). В основу легли адаптированные разработки Рыбаковой С.Г. [13], Копытина А.И. [7,8], Сучковой Н.О. [15], Лебедевой Л.Д. [9]и Киселевой М.В [6]. Также я адаптирую метод «Мандала» для работы с детьми [2] (Приложение 4, рис. 1а,б,в). Цель занятий с использованием методов арт-терапии – это гармонизация внутреннего состояния, то есть восстановление способности находить оптимальное, способствующее продолжению жизни состояния равновесия. Задачи: акцентирование внимания на ощущениях и чувствах; создание оптимальных условий, способствующих наиболее четкой вербали- зации и проработке тех мыслей и чувств, которые подавляются; помощь в поиске социально приемлемого выхода как позитивным, так и негативным чувствам; психокоррекция и психопрофилактика эмоциональных и психических расстройств у детей; создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности. Техники и приемы подобраны по принципу простоты и эффективности. Дети не испытывают затруднения при создании изображения с помощью предлагаемых техник (Приложение 4, рис.2-4). Курс состоит из 20 занятий, которые проводятся с октября по март, 1 раз в неделю в подгруппах до 5 человек и индивидуально. В процессе работы ребенок, посещающий индивидуальные занятия постепенно включается в работу подгрупповых занятий. Продолжительность 15-30 мин. (в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей ребенка). Структура занятия включает в себя следующее: приветствие, упражнения на развитие мелкой моторики, дыхательные упражнения, объяснение темы и задания, выполнение задания. В заключительной части происходит беседа с детьми о получившихся работах для получения обратной связи. Заканчивается занятие ритуалом прощания.
 Изобразительная деятельность детей, имеющих нарушения в развитии, служит выражению чувств и настроения, которые, зачастую, ребенок не способен выразить словами. На наш взгляд, особенно эффективно сочетание занятий изотерапией с прослушаванием музыкальных произведений П.И. Чайковского, В.А. Моцарта, Й. Гайдна, Ф.Шопена. Это позволяет моделировать положительное эмоциональное состояние, способствует снятию подавленности и расслаблению. Для активизации зрительных образов на занятиях звучит медитативная музыка, передающая картины природы в аудиозаписи «Морской прибой», «Звуки леса» и т.д.
В целом, методы арт-терапии направлены на развитие, в первую очередь, воображения, социальных и вербальных навыков, мелкой моторики, внимания, кроме того, развиваются навыки правильного положения руки и захвата карандаша при рисовании, а ведь именно они лежат в основе умения писать. Таким образом, использование методов арт-терапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями не только обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придаёт ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, доступные формы, облегчает процесс коммуникации для замкнутых и стеснительных детей; оно также даёт возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит. В процессе работы создаются благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции (Приложение 4, рис.5-10). Кроме того, использование методов арт-терапии существенно повышает личную ценность ребенка, содействует формированию позитивной самооценки и повышению уверенности в себе.
 
Заключение
 
Анализ результатов промежуточного диагностического обследования показал эффективность занятий с использованием методов арт-терапии (результаты диагностики развития общих способностей на заключительном этапе с учетом особенностей развития см. Приложение 2, Таб. 2, Рис.1). Для повторной диагностики использовались те же методики, что и в начале работы. Значительное улучшение развития общих способностей у детей, посещающих занятия психолога составляет 35%, отмечаются улучшения у 50%, без улучшения – 3 % (дети, нерегулярно посещающие ДОУ), 12% детей, решением ПМПК были выведены из «группы» риска. Таким образом, среднего уровня развития общих способностей достигли 28% детей, результаты выше среднего уровня показали 4% воспитанников, что можно считать положительным результатом. Безусловно, исследование не является исчерпывающим. Заявленная тема требует дальнейшего изучения и разработки, в том числе с помощью различного рода экспериментов в процессе практической деятельности. В связи с этим возможно сделать предварительные выводы: · арт-терапия - это один из самых интересных и творческих методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии детей с особыми образовательными потребностями; · благодаря комплексному сочетанию методов арт-терапии возможна более эффективная психокоррекция и обеспечение более успешной адаптации и социализации детей с особыми образовательными потребностями.
 
Список литературы:
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ.сред.и высш.пед.учеб.заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.:Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
2. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». Под редакцией А.И. Копытина СПб.: Речь, 2005
3. Дошкольный психолог № 2 (13) http://psy.1september.ru/article.php?ID=200700410
4. Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР: Методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 112 с.
5. Керлот Х. Э. Словарь символов. М., 1994. С. 305.
6. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов. Педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с., илл.
7. Копытин А.И. Системная арт-терапия. – СПб.: Питер, 2001. – 224с.: ил.
8. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. 2-е стереотип. Изд.-М.: «Когито-Центр», 2010.-197 с.
9. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.- СПб.: Речь, 2008. -256 с.
10. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2010. – 400 с.
11. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой , М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
12. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод.пособие: с прил.альбома / Е.А. Стребелева, Г.А.Мишина, Ю.А.Разенкова и др./; под.ред. Е.А.Стребелевой. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009. -164 с.
13. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2007. – 144с.
14. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и мл.школьный возраст. – СПб.: Речь, 2011. – 384 стр., илл.
15. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 112 с.
16. Таланов В.Л., Малкина И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2004. – 928 с: ил.
17. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приложения утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 г.
Категория: Мои статьи | Добавил: Марина (26.08.2012)
Просмотров: 11310 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0