Инклюзивная практика на занятиях психолога детского сада
Инклюзия в образовании - (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
На наш взгляд, инклюзивный подход в нашем детском саду удачнее всего реализуется на занятиях с элементами психогимнастики. Применение этого метода позволяет создать условия для эффективного включения детей с особыми образовательными потребностями в общий процесс.
Психогимнастика – метод практической психокоррекции, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социальной сферы личности, так как позволяет обратиться к «языку тела».
Что же представляет собой метод психогимнастики? «Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)».[1]
В занятиях задействованы все дети, посещающие наш детский сад. Сформировано 3 группы, на занятиях с которыми мы придерживаемся инклюзивного подхода.
Группа, объединяющая детей с общим недоразвитием речи (чей интеллект не затронут) и детей с интеллектуальной недостаточностью, имеющих генетические проблемы (синдром Дауна, ранний детский аутизм). Сюда же включаются дети группы кратковременного пребывания «Особый ребенок».
Кроме того, сформировано две группы, объединяющие детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. Эти занятия посещают дети как с гиперактивностью, агрессивным поведением, так и с замкнутостью.
По методике М.И. Чистяковой и разработкам в этом же направлении Е.А. Алябьевой мы разработали курс занятий с элементами психогимнастики, адаптированный под условия нашего дошкольного образовательного учреждения.
Занятия проводит психолог, на протяжении всего занятия в зале присутствуют воспитатели групп. При необходимости воспитатель находится рядом с теми детьми, которые не готовы участвовать в играх. Дети сами могут выбирать, играть им или нет в ту или иную игру. Случается, что ребенок может просто наблюдать за тем, что происходит на занятии со стороны.
Групповая форма занятий позволяет ребенку устанавливать многосторонние контакты, что невозможно в ходе индивидуальных занятий. Присутствие других детей подталкивает ребенка к участию в общем процессе, стимулирует активность. Кроме того, психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
В процессе занятий дети учатся управлять своими эмоциями, выражать их. При этом не дается оценка личности ребенка.
На занятиях мы придерживаемся принципа: каждый ребенок имеет право на самовыражение на доступном ему уровне.
Групповые занятия весьма эффективны для детей с генетическими проблемами по той причине, что в нашем обществе все еще существуют предубеждения, поэтому круг общения таких детей бывает достаточно узок. И именно в нашем саду на групповых занятиях такие дети имеют возможность общаться в достаточно большой группе. Занятия помогают развить коммуникабельность, самостоятельность и инициативность.
Хорошие результаты в коррекции особенностей поведения группа дает и для замкнутых детей, некоммуникабельных, для детей с ранним детским аутизмом. В процессе занятия «изоляция» таких детей постепенно немного уменьшается, групповые процессы побуждают ребенка участвовать в общей деятельности. Атмосфера непосредственности, забавные игры, музыка рано или поздно увлекают ребенка, дают возможность ему раскрыться.
Обучение навыкам саморасслабления и постепенное воспитывание эмоций помогают гиперактивным и агрессивным детям развивать способность к самоконтролю.
Результативность занятий по параметрам коммуникабельность и социализация вы можете видеть на диаграмме
В целом, групповые занятия с элементами психогимнастики повышают самооценку ребенка, формируют толерантное отношение к детям с особенностями развития, способствуют уменьшению тревожности по отношению к сверстникам.
[1] Чистякова М.И. Психогимнастика. М.,1990
|